Обращение директора

«Стандарты» и «шаблоны» нашего образования.

Не секрет, что с введением ЕГЭ некоторые педагогические коллективы, нарушая все привычные каноны методики преподавания, стали подстраивать учебный процесс под натаскивание на ЕГЭ,   что в корне противоречит  требованиям современной жизни. Поэтому наша школа ориентирована на  развитие способностей и формирование компетентностей учащихся. Школа развития  способностей - это школа, которая интенсивно формирует российский  человеческий  потенциал. Речь идёт не только об особо одарённых детях, а о развитии способностей всех категорий учащихся. Иными словами мы хотим изменить основной результат деятельности школы.

 

Базовые способности – мышление, понимание, действие, коммуникативные способности, рефлексия, воображение – образуют каркас любой человеческой  мыследеятельности. Культурные  способы,  лежащие в основе способности человека,  сформировались в  истории  и являются ценностью, которую необходимо передавать новым поколениям независимо от социального заказа и заказа самых разных субъектов. Прекращение процесса трансляции этих культурных образцов является преступлением.

Предметные знания, умения, навыки настолько вошли в плоть и кровь педагога, что увидеть что-то другое учителю очень трудно. Поэтому самой большой трудностью является смена цели педагога, изменение способа видения результата своей работы.  В  деятельностном  и мыследеятельностном  подходах, которые осуществляются в нашей школе, содержанием образования считаются техники и способы мышления и деятельности.

Начало работы  с ребёнком связано с решением задачи формирования у него культурных операций мышления и действия.

Дети подбираются разные, не все являются прирождёнными мыслителями, ораторами или организаторами. Но труд педагога как раз и состоит в том, чтобы инициировать, формировать операции мышления и действия,  если  же у ребёнка это  есть, то педагог ему и не нужен. Надо дать каждому ребёнку шанс, а для этого нужно вводить новые педагогические технологии, менять педагогический стиль. Уровень, до которого смогут дойти те или иные ученики, может быть разным. Конечно, ребята  забывают огромные массивы информации, так как память человека не безгранична, но мышление и понимание устроены по-другому и, в этом смысле, границы не имеют. Таким образом передача ребёнку  предметных знаний  перестаёт  быть  самоцелью  и  становится необходимым моментом формирования у него мыслительных способностей.

Конечно же, при этом учитель выполняет требования программы, но только требования эти относятся к предметной составляющей результатов  его работы, а не к буквальному следованию тематическому и поурочному  планированию.

Разная мотивация детей становится существенной трудностью. Однако, если рядом с ребёнком взрослые ведут серьёзные разговоры, «взрослые» исследования, разрабатывают и реализовывают проекты, меняющие социум или педагогическую практику;  если есть коммуникация, позволяющая находить истину, продвигать знание или принимать решения, являющаяся  нормой жизни взрослых, то и ребёнок начинает такой образ жизни считать нормальным. С взрослением меняется статус, появляется «допуск» к решению «взрослых» вопросов, но уже у малыша должен появиться интерес к тому, чем заняты взрослые, и желание попробовать свои силы в этом. Таким образом, учитель из человека, демонстрирующего предметные знания и умения, превращается в того, кто организует коллективную деятельность детей. Именно в этом и заключается главная особенность жизни нашей школы.

Директор  Е.Н. Орлова.