+7(383) 330-60-82

unionsch@academ.org
ул.Цветной Проезд, 3
г. Новосибирск
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Личностный рост ребенка

На наш взгляд, недопустимо определение стандарта воспитанности, которому должен соответствовать ребенок (некоторые дети не могут достичь этого стандарта, и не по своей вине, а к примеру, в силу сложных семейных обстоятельств). Недопустимо вынесение оценки личности ребенка подобно тому, как мы оцениваем его знания (поскольку оценивание по единому стандарту предполагает сравнение воспитанников друг с другом: «один лучше, другой хуже»).
Оценивать можно взгляды, поступки, но не самих детей. Сравнивать ребенка можно и нужно не с другим ребенком, а с самим собой, подчеркивая позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем. По нашему мнению, названные выше условия будут соблюдены, если в качестве цели и результата воспитания мы будем рассматривать личностный рост ребенка.
Личность – человек, свободно и ответственно определяющий свое отношение к миру, к людям, к самому себе.
Что же такое личностный рост? Личность, как уже отмечалось, проявляется в отношениях к трем основным сферам бытия: к миру, к людям, к самому себе. И эти отношения могут быть ценностными (позитивными), неценностными (равнодушными) и антиценностными (негативными). Личностный рост, как нам представляется, связан с развитием именно ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя личность.
В современном российском обществе приоритетными признаются гуманистические ценности. Таким образом, личностный рост целесообразно рассматривать как развитие гуманистических ценностных отношений к миру, к людям, к себе.
Возникает еще один вопрос: какие именно объекты окружающей нас действительности признаны ценностями в нашем обществе? Развитие каких именно ценностных отношений свидетельствует о личностном росте ребенка? Однозначное определение некоего спектра ценностных ориентаций ребенка, свидетельствующих о его личном росте, принципиально невозможно, ибо это ограничит наше представление о многообразии проявлений личности и вариативности оценок личностного роста. Мы можем представить лишь один из вариантов структуры ценностных отношений, свидетельствующих о личностном росте ребенка. Здесь мы опирались на мнение В.А.Караковского, считающего, что в современном обществе ценностями могут быть признаны такие феномены как ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ,ОТЕЧЕСТВО, ЗЕМЛЯ, МИР, ЗНАНИЯ, ТРУД, КУЛЬТУРА.